Великолукский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»

История техникума

(до 2013 Великолукский ж.д. техникум имени К.С. Заслонова)

Указ об основании училища

Великолукское техническое железнодорожное училище при Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге было открыто 1 июля 1902 года на основании Высочайше утвержденного 1 апреля 1886 года «Положения об училищах, состоящих в ведомстве МПС и содержащихся на средства общего училищного фонда». Училище было открыто по инициативе начальника Управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги Николая Дмитриевича Байдака.

Первый прием учащихся был произведен в августе, а учебные занятия начались 4 сентября 1902 года. Срок обучения был установлен три года, после этого двухлетняя железнодорожная практика. Первый выпуск училища был осуществлен летом 1905 года и составлял 25 человек. Окончившим техническое железнодорожное училище присваивалось звание техников. Всего до 1917 года выпущено 300 человек.

С момента открытия училища его начальником был И. А. Никольский, законоучителем — отец М. Кляровский, «Строительное искусство» и «Железнодорожное дело» преподавал В. И. Михайлов, заведующий мастерскими был Г. И. Почепцов, он также преподавал черчение, чистописание и пение, помощником заведующего мастерскими — К. И. Савицкий, надзирателем — В. И. Тульпичеев, о здоровье учащихся заботился В. В. Булычев. Дисциплина в училище была почти военной. Первые занятия учащихся проходили в так называемом в народе; «доме врача», расположенном по улице Долгой (ныне ул. Ставского), взятого в аренду у мещанина Т. Н. Суетова.
Здание техникума 1906 год

В 1906 году на отведенном бесплатно Великолукской Думой земельном участке (ныне ул. Первомайская) построен двухэтажный кирпичный учебный корпус, 25 февраля 1907 года по распоряжению Управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги здание училища было освещено и прошел молебен.

После 1917 года училище было переименовано в профтехшколу железнодорожного транспорта. Первый прием был произведен в 1918 году, а выпуск в 1922 году — 22 человека. Профтехшколу закончили многие выдающиеся люди. В их числе Герой Социалистического Труда Вячаслав Александрович Малышев, выпускник 1924 года. Он был одним из крупнейших организаторов советской промышленности, занимал в разное время должности министров ряда министерств. Имя Малышева присвоено Харьковскому заводу транспортного машиностроения, одной из улиц Великих Лук, на здании ВЛТЖТ установлена мемориальная доска в память о его знаменитом выпускнике.
 

Учебный корпус техникума 1936г

В 1927-1930 годах в профтехшколе учился Константин Сергеевич Заслонов — Герой Советского Союза, один из организаторов и руководителей партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. В 1975 году имя К. Заслонова было присвоено Великолукскому техникуму железнодорожного транспорта. Это имя ВЛТЖТ с гордостью носит и сейчас. В техникуме имеется комната-музей К. Заслонова. Одна из улиц города Великих Лук называется его именем.

С 1925 года в здании технического железнодорожного училища, переименованного в профтехшколу, где обучение длилось 3 года, наряду со школой был создан техникум со сроком обучения в 4 года.

В 1925 году техникум закончил выдающийся наш выпускник Алексей Адамович Горегляд — Герой Социалистического Труда, крупнейший организатор производства, во время Великой Отечественной войны был заместителем министра — танковой промышленности, а затем председателем Госплана СССР.
 

Довоенное здание техникума

Выдающимися выпускниками 30-х годов также являются Николай Дмитриевич Антонов — Герой Советского Союза, Михаил Иванович Кушнер — Герой Социалистического Труда, Григорий Никанорович Кухарев — Герой Советского Союза.

Перед Великой Отечественной войной при техникуме была школа ФЗО, курсы машинистов-паровозников, курсы дорожных мастеров и другие, и техникум назывался учебным комбинатом.

В начале Великой Отечественной войны техникум был эвакуирован в г. Алатырь Алтайского края, на юг Чувашской АССР. В 1944 году он вернулся из эвакуации, к тому времени от здания техникума осталась лишь разбитая коробка учебного корпуса.

Здание техникума после ВОВ

В восстановлении участвовали студенты и преподаватели, были мобилизованы все сотрудники техникума с переводом части из них на сверхурочную работу. В 1947 году было закончено восстановление учебного корпуса, и весной 1948 года заложен фундамент пристройки к зданию.

С 1948 года по 1975 год директором техникума был Семен Иванович Яковлев, выпускник техникума, заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный железнодорожник, который проводил огромную работу по восстановлению учебного заведения. При нем было открыто эксплуатационное отделение, построен второй учебный корпус и общежитие. СИ. Яковлев является основателем музея К. Заслонова, он создал архив техникума, собрав огромное количество воспоминаний выпускников, фотографий, документов эпохи. До 2017 года эту работу продолжал Евгений Евгеньевич Чистов, выпускник техникума, Ветеран труда, бывший заместитель директора по УПР.

С 1975 года по 1987 год директором был Владилен Сафронович Кравченко, который до этого работал более 25 лет заместителем директора по учебной работе.

С 1987 года по 2002 год директором техникума являлся Александр Федорович Сергеев, выпускник техникума. При нем в 1998 году было открыто отделение «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», построен физкультурно-оздоровительный комплекс, реконструирован бывший детский садик в третий учебный корпус техникума, начат капитальный ремонт главного корпуса.

С 2002 года по 2014 год директором техникума являлся Владимир Иванович Ойя, выпускник техникума 1973 года.

За свои 116 лет техникум выпустил более 14000 выпускников. В 2000 году был выпущен его 10000-й выпускник. Им стала Роголева Татьяна Сергеевна , закончившая техникум с отличием.

Техникум гордится своими выпускниками. Многие выпускники имеют ученые звания и степени, это Я. Я. Кожурин, А. И. Беляев, В. Е. Кононов, М. А. Каевченко, В. А. Воробьев, A. M. Ножевников, А. А. Васютенков, К. Ф. Фошин и др., многие являются Почетными железнодорожниками (около 300 человек) и видными руководителями.

В числе выпускников техникума были партизаны Великой Отечественной войны, это Иван Павлович Чекланов — Почетный железнодорожник, Петр Кузьмич Кузнецов, Алексей Кузьмич Иванов, многие выпускники техникума являются ветеранами Великой Отечественной войны: подполковник Жуков Евгений Иванович, Бурдюк Андрей Федорович и др.

Выпускники техникума работали референтами министра путей сообщения (Т. И. Трубачев, В. В. Савельев), работниками центральных служб МПС (Аршинов, Валетов, Алексеев, Восман, Красильников).

Многие выпускники работают в техникуме, это начальник УМО СПО Александров В.В., преподаватели О. А. Дятлова ,Чистов Е.Е., Большакова Н.Б., Истомин В.С. и др.

Техникум всегда славился не только своими выпускниками, но и преподавательским составом. Долгое время в техникуме работали Валерия Александровна Федорова, заслуженный учитель Российской Федерации, Николай Федорович Федоров, бывший заместитель директора по УР, Владимир Филиппович Даровко, бывший заведующий заочным отделением. Ныне работают Галина Петровна Смирнова, Любовь Анатольевна Семенова, Александр Владимирович Ковалев, Любовь Тихоновна Босташева. 

Долгое время трудились в техникуме и оставили неизгладимый след в его истории ветераны педагогического труда: Гусева Т. А., заслуженный учитель Российской Федерации, Даукш Б. С, Разговоров В. Г., Антипов А. И., Савельев В. А., Быстров Б. П., Чистов Е. Е., Трояновская Н. В., а также мастера производственного обучения: Безродный П. С., Жугра В. А., Сергеев А. С, и многие другие.
 

 

В настоящее время техникум выпускает специалистов для железнодорожного транспорта по четырем специальностям:

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)(Э):

Выпускники этой специальности могут работать дежурными по станции, операторами при дежурном по станции, дежурными стрелочного поста, товарными кассирами, приемосдатчиками груза и багажа, составителями поездов, операторами станционных технологических центров.

23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (ТПС):

Выпускники этой специальности работают машинистами-инструкторами, машинистами, помощниками машиниста, мастерами, бригадирами, слесарями-ремонтниками тягового подвижного состава.

23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (ПС):

Выпускники этой специальности могут работать начальниками поездов, бригадирами, проводниками, осмотрщиками вагонов, мастерами, электромеханиками, слесарями-ремонтниками подвижного состава.

08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство:

Выпускники этой специальности работают дорожными мастерами, мастерами — строителями железных дорог, техниками околотка, диспетчерами дистанции пути, шифровальщиками вагонов путеизмерителей.

Учебный полигон Один из компьютерных классов Физкультурно-оздоровительный комплекс Столовая

Смотреть фотоальбом "Материальная база"

Имеются две формы обучения: очная и заочная. Для организации учебного процесса в техникуме созданы современные кабинеты и лаборатории, оснащенные специальным оборудованием, компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, полигон железнодорожной техники , библиотека, ФОК.

Учебное заведение продолжает развиваться, расширяется его материальная база, внедряются и осваиваются новые методики преподавания.

В техникуме работают спортивные секции, кружки по интересам, проводятся тематические вечера, культурно-массовые мероприятия. Традиционными стали такие мероприятия как: «Майский костер», КВН по ПТЭ в г. Петрозаводске, «Балтийская весна» в г. Санкт-Петербург, «Посвящение в студенты», «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Алло, мы ищем таланты» и другие.