Версия для слабовидящих

23 апреля 2024 года исполнилось 50 лет со дня начала строительства Байкало-Амурской Магистрали (БАМ)

Новости

Мы хотим познакомить Вас с историей выпускника ЛИИЖТ, который в 1974 году обучался в Великолукском филиале и по сегодняшний день не забывает наш филиал!

Далее повествование от имени Максимова Вячеслава Николаевича.

Хочу поделиться своими воспоминаниями.
В далеком уже 1974 году первые строители, в том числе комсомольцы, по зову сердца поехали на стройку века. Как тогда говорили “партия сказала- надо”- комсомол ответил: “Есть”!”

Поступив в 1974 году в Ленинградский институт инженеров ж.д. транспорта на факультет ” Мосты и тоннели”, я по окончании 3-го курса в 1977 году, по комсомольской путевке в составе стройотряда принял участие в строительстве БАМа.
А именно Северо-Муйского тоннеля, протяженностью 15 км 300 метров.
Из Ленинграда до Москвы мы летели на самолете, затем от Москвы до Иркутска летели на другом, потом из Иркутска до Улан-Уде на третьем.
Из Улан-Уде на автобусе в течение 7-ми часов ехали в горный поселок Багдарин. Из поселка Багдарин вертолет нас доставил в тайгу, где мы приземлились на вертолетной площадке, представляющей из себя, вырубленный от деревьев клочок земли, застеленный бревнами.
Там нам сказали, что здесь будет построен поселок Северомуйск с одноименной ж.д. станцией и пройдет БАМ.
Пешком с рюкзаками дошли до поляны, расположенной на берегу мертвого озера, и у подножия высокой скалистой горы, разбили большой палаточный лагерь, в котором впоследствии прожили 3 месяца.
Осознав, куда мы попали-страха не было, какой страх в 20 лет.
Хотя на протяжении многих сотен километров, ни населенных пунктов, ни какой-либо инфраструктуры, в том числе никаких лечебных заведений не было.
Работали мы на 3-м вертикальном стволе восточного портала Северо-Муйского тоннеля.
Привыкли к местным законам, а закон там был один – ” Закон Тайги”, он очень суров, но справедлив.
Сначала, что бы построить ж.д. путь строили параллельно автодорогу. В условиях вечной мерзлоты это было не просто. Приходилось по этой дороги ходить пешком многие километры.
Закон тайги гласил, что любой водитель автомашины, видя одинокого пешехода, обязан остановиться и подвести его в попутном направлении. Это правило для выживания в безлюдных местах.
На стройке в основном применялись самосвалы немецкого производства ” Магирусы”, бульдозеры американского производства ” Интернешенел”, Катапиллер”.
Вспоминается случай, когда в наш профессиональный праздник- ” День железнодорожника”-группа добровольцев из 5 человек, в том числе и я, приняла решение по восхождению на гору высотой 1200 метров. У подножия, где стоял наш лагерь, а на вершине был виден ледник.
Восхождение было очень сложным, в основном отказывали колени, достигнув ледника я упал в снег от отсутствия сил идти дальше.
Отдохнув 5 минут я все таки дополз до вершины, и мы водрузили флаг СССР на вершине горы.
Спуск был более легким, мы спускались по другому маршруту, и были первыми, кто покорил эту гору.
Когда приехали на БАМ, от Западного портала тоннеля было пройдено 7 метров, а с восточного не был пройден ни один метр. При проходке Северо – Муйского тоннеля применялся проходческий щит американского производства. В начале нашего пребывания на строительстве время летело быстро, но к концу время как то замедлилось, очень хотелось, вы не поверите – «Ленинградского мороженого».
Обратный путь с БАМА пролегал через город Северобайкальск, до которого мы доехали в кузове автомашины УРАЛ. С Северобайкальска до Улан-Уде мы должны были лететь на самолете АН-2
Однако, а это было 1 сентября 1977 года из-за погодных условий мы вынужденно приземлились в Баргузине на берегу озера Байкал на территории Баргузинского заповедника, где переночевали на полу Бургузинского аэропорта с рюкзаком под головой.
А командир отряда спал на рюкзаке, теперь уже можно сказать, в котором находилась баснословная ,по тем временам сумма заработанных денег, которые каждый из нас получил только по прибытии в Ленинграде.
Из Баргузина ” кукурузник” и ИЛ-18 доставил нас в Улан-Уде, где мы прямым рейсом были доставлены в Москву, а оттуда на ТУ-134 в г. Ленинград, где в общежитии нам выдали деньги и мы ринулись на Невский проспект, где нас ждало долгожданное мороженое.

Так в 20 лет, я молодой паренек, уроженец Куньинского района Псковской области впервые в жизни полетал на всех видах самолетов и на вертолете, принял участие в строительстве БАМА, покорил там же вершину горы и получил большой и бесценный опыт по своей выбранной профессии, который мне в жизни очень пригодился.
Северо-Муйский тоннель был введен в эксплуатацию только в начале
2000-х годов, ввиду его сложности проходки в скальных грунтах.

Всех лиц, причастных к строительству БАМА я поздравляю с 50-летним юбилеем этого события. Ну и конечно здоровья и БАМовского долголетия.